Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
30 апреля 2008, 14:47 • Культура

Алексей Каллима: «Огонь внутри меня….»

Алексей Каллима: «Огонь внутри меня….»
@ Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД

Tекст: Константин Рылёв

Художник Алексей Каллима разрабатывает наиболее болезненную для российского общества тему – чеченскую. Он сам является беженцем из Грозного. И хоть с 1994 года не находится в зоне боевых действий – война постоянно присутствует в его творчестве.

Галерея Гельмана готовит к открытию выставку работ художника «Безымянная высота».

От войны до футбола

Стал ловить кадры из милицейских телепередач, Очень динамичные изображения получаются, как у Дега. Только у него балерины, – хмыкнул Алексей, – а у меня – менты…

Фирменный стиль Каллимы: чеченцы в адидасовских костюмах и рибокских шапочках. То эти бородатые парни на поле боя, то на футбольном. Вершиной в символическом изображении противостояния русских и чеченцев была фреска Каллимы, подготовленная к Первой Московской биеннале: схватка боевика и федерала была там показана в виде серпа и молота.

Кстати, молот сам по себе напоминает христианский крест, а серп – исламский полумесяц. Когда-то они мирно уживались на советском гербе. Художник продемонстрировал, что после развала СССР снова возник конфликт, имеющий под собой двухсотлетнюю историю.

Однако мирное существование этих народов и конфессий в России вроде бы опять установилось (тьфу, тьфу, тьфу), что очень важно для этой территории, пограничной между Западом и Востоком.

Уже не раз писали о сходстве фамилии художника с названием бабочки – каллимы. Но любопытно другое: у каллимы-бабочки – верхняя часть крыльев – красно-черная, а нижняя – небесно-синяя. Между этими цветовыми тонами и колеблется творчество Каллимы-художника.

Красно-черные цвета войны сменились синими цветами мира, противоборство стало не военным, а спортивным. За виртуальный футбольный матч на картине «Челси–Терек» в 2005 году художник получил премию «Инновация».

Далее он все больше шел в сторону радужных абстракций, словно погружаясь в область грез. Хотя и не отрывался далеко от земли, придавая сходство красным мондриановских крестикам с медицинскими («Твоя кровь – чьи-то слезы»).

К тому же, у строгого абстракциониста Мондриана крестики всегда вертикально-горизонтальны, а крестики Каллимы – диагональные, они «катятся», олицетворяя времена радикальных перемен.

Поэтому неудивительно сотрудничество Каллимы с лево-радикальной группой «Радек» Анатолия Осмоловского. Но от этого альянса в выигрыше остался Алексей, поскольку он всегда был больше художником, чем политиком. В его работах основное внимание уделено пластике, которая лаконичнее любых манифестов и перфомансов.

Художественное пространство Каллимы строится скорее по законам анимации, чем живописи. Но экспрессия достигается не за счет гиперболизации, как в диснеевских фильмах, а за счет выразительности жестов, что близко советским мультам 50-х.

Мастер заставляет зрителей проникнуться «всамделишностью» нарисованной реальности, что не мешает ее выводить на серьезный философский и символический уровень.

Балерины и менты

У меня с известным художником забита стрелка на центральной площади «Винзавода». Подходит Алексей в черно-красной куртке, застенчиво здоровается и ведет в мастерскую показать новые творения.

Ряд свежеструганных деревянных дверей, соседи Каллимы тоже известные художники: Шутов, Шурипа, Пепперштейн. Концентрация в одном месте художественных сил страны напоминает советскую систему. Только тогда служителей муз собирало под свое крыло государство, а сейчас этим занимается частный капитал.

Алексей показал на мониторе зафиксированный кадр: какой-то допрос. Часть видеокартинки он уже перенес на холст.

– Стал ловить кадры из милицейских телепередач, – объяснил художник. – Очень динамичные изображения получаются, как у Дега. Только у него балерины, – хмыкнул Алексей, – а у меня – менты.

Перед телевизором лежит последний, 184 выпуск «Художественной галереи» – это Малевич. На красной обложке черный восклицательный знак носа и запятые глаз «Головы крестьянина».

– Более радикальный жест, чем сделал Малевич, создав «Черный квадрат», – заметил Каллима, набивая трубку табаком из красно-черной пачки, – уже никто не сделает.

– Да и не надо, – отвечаю. – Он отразил свое апокалиптичное время, начало Первой Мировой и так далее. Нам своих катаклизмов хватает, – сказал я, разглядывая за спиной художника огромную, во всю стену, черно-красную панораму пожара.

Протуберанцы огня закручиваются и пожирают деревья. Языки пламени космогоничны, как звездные вихри Ван Гога, но, в отличие гармоничных потоков великого голландца, это – огненные щупальца войны.

На других работах из новой серии что-то похожее на пепелище: обглоданные кустики, изувеченные деревья, воронье. Контуры прорисованы углем – любимым материалом Каллимы.

Из проигрывателя раздается надрывный крик Егора Летова: тоже красно-черный диапазон. За окном сквозь тучи безрезультатно пытается пробиться солнце. Включаю диктофон.

Огонь и пепел

– Ты – человек, опаленный огнем войны. Это навсегда?
– Я сражаюсь с этим огнем внутри себя.

– Но ведь на всех этих картинах земля, выжженная войной.
– Я хотел провести такую параллель. Но при этом уйти от клейма: Каллима – война. Сейчас я больше сражаюсь с самим собой.

– Какова история этого цикла?
– Ехал я как-то в поезде Симферополь–Москва и вошел в это состояние: депрессивных пейзажей, мелькающих за окном. Поймал себя на том, что оно близко «Гражданской обороне». Стал слушать Летова. Он действительно как-то совпал. Я даже решил взять эпиграф из него: «Мир размышления, мир понимания, мир разложения и о…уевания, все то, что нас не убивает – делает сильнее» Это из его предпоследнего альбома «Реанимация».

– И настроение в этих работах такое же – реанимационное?
– Да, когда уже кажется, что полный копец. И в тоже время хочется изобразить нечто такое, чтобы отделаться от этого состояния, оставить его в прошлом. Красный, черный, белый – фашизоидная раскраска. Я пытаюсь в этом красном дать меньше коричневого, а больше радостных оттенков.

– Самая сильная работа – эта, с бушующим пожаром. Вряд ли это очищение огнем?

– Скорее я хочу показать, что огонь – стихия. С ним надо осторожно обращаться. Однако если в последних вещах я где-то пытался рисовать утопии, то сейчас опротивело что-либо сочинять, что-либо идеализировать. Захотелось зафиксировать этот выжженный чеченский пейзаж, чтобы двигаться дальше.

Каллима торопился на какую-то встречу. Выходим из его «огненной» мастерской под весенний дождь. Спускаемся в метро.

– И все же у тебя совсем немного надежды, на то, что из этого пепла что-то зеленое прорастет.
– Да, хотя казалось бы: весна пришла, сын родился.

– Сын родился! Поздравляю.
– Спасибо! А в картинах все равно присутствует это состояние выжженности.

– Так на твоих полотнах когда-нибудь весна наступит?
– Я думаю, да, – улыбнулся Алексей. – Она не может не наступить.