Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
30 апреля 2008, 14:47 • Культура

Алексей Каллима: «Огонь внутри меня….»

Алексей Каллима: «Огонь внутри меня….»
@ Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД

Tекст: Константин Рылёв

Художник Алексей Каллима разрабатывает наиболее болезненную для российского общества тему – чеченскую. Он сам является беженцем из Грозного. И хоть с 1994 года не находится в зоне боевых действий – война постоянно присутствует в его творчестве.

Галерея Гельмана готовит к открытию выставку работ художника «Безымянная высота».

От войны до футбола

Стал ловить кадры из милицейских телепередач, Очень динамичные изображения получаются, как у Дега. Только у него балерины, – хмыкнул Алексей, – а у меня – менты…

Фирменный стиль Каллимы: чеченцы в адидасовских костюмах и рибокских шапочках. То эти бородатые парни на поле боя, то на футбольном. Вершиной в символическом изображении противостояния русских и чеченцев была фреска Каллимы, подготовленная к Первой Московской биеннале: схватка боевика и федерала была там показана в виде серпа и молота.

Кстати, молот сам по себе напоминает христианский крест, а серп – исламский полумесяц. Когда-то они мирно уживались на советском гербе. Художник продемонстрировал, что после развала СССР снова возник конфликт, имеющий под собой двухсотлетнюю историю.

Однако мирное существование этих народов и конфессий в России вроде бы опять установилось (тьфу, тьфу, тьфу), что очень важно для этой территории, пограничной между Западом и Востоком.

Уже не раз писали о сходстве фамилии художника с названием бабочки – каллимы. Но любопытно другое: у каллимы-бабочки – верхняя часть крыльев – красно-черная, а нижняя – небесно-синяя. Между этими цветовыми тонами и колеблется творчество Каллимы-художника.

Красно-черные цвета войны сменились синими цветами мира, противоборство стало не военным, а спортивным. За виртуальный футбольный матч на картине «Челси–Терек» в 2005 году художник получил премию «Инновация».

Далее он все больше шел в сторону радужных абстракций, словно погружаясь в область грез. Хотя и не отрывался далеко от земли, придавая сходство красным мондриановских крестикам с медицинскими («Твоя кровь – чьи-то слезы»).

К тому же, у строгого абстракциониста Мондриана крестики всегда вертикально-горизонтальны, а крестики Каллимы – диагональные, они «катятся», олицетворяя времена радикальных перемен.

Поэтому неудивительно сотрудничество Каллимы с лево-радикальной группой «Радек» Анатолия Осмоловского. Но от этого альянса в выигрыше остался Алексей, поскольку он всегда был больше художником, чем политиком. В его работах основное внимание уделено пластике, которая лаконичнее любых манифестов и перфомансов.

Художественное пространство Каллимы строится скорее по законам анимации, чем живописи. Но экспрессия достигается не за счет гиперболизации, как в диснеевских фильмах, а за счет выразительности жестов, что близко советским мультам 50-х.

Мастер заставляет зрителей проникнуться «всамделишностью» нарисованной реальности, что не мешает ее выводить на серьезный философский и символический уровень.

Балерины и менты

У меня с известным художником забита стрелка на центральной площади «Винзавода». Подходит Алексей в черно-красной куртке, застенчиво здоровается и ведет в мастерскую показать новые творения.

Ряд свежеструганных деревянных дверей, соседи Каллимы тоже известные художники: Шутов, Шурипа, Пепперштейн. Концентрация в одном месте художественных сил страны напоминает советскую систему. Только тогда служителей муз собирало под свое крыло государство, а сейчас этим занимается частный капитал.

Алексей показал на мониторе зафиксированный кадр: какой-то допрос. Часть видеокартинки он уже перенес на холст.

– Стал ловить кадры из милицейских телепередач, – объяснил художник. – Очень динамичные изображения получаются, как у Дега. Только у него балерины, – хмыкнул Алексей, – а у меня – менты.

Перед телевизором лежит последний, 184 выпуск «Художественной галереи» – это Малевич. На красной обложке черный восклицательный знак носа и запятые глаз «Головы крестьянина».

– Более радикальный жест, чем сделал Малевич, создав «Черный квадрат», – заметил Каллима, набивая трубку табаком из красно-черной пачки, – уже никто не сделает.

– Да и не надо, – отвечаю. – Он отразил свое апокалиптичное время, начало Первой Мировой и так далее. Нам своих катаклизмов хватает, – сказал я, разглядывая за спиной художника огромную, во всю стену, черно-красную панораму пожара.

Протуберанцы огня закручиваются и пожирают деревья. Языки пламени космогоничны, как звездные вихри Ван Гога, но, в отличие гармоничных потоков великого голландца, это – огненные щупальца войны.

На других работах из новой серии что-то похожее на пепелище: обглоданные кустики, изувеченные деревья, воронье. Контуры прорисованы углем – любимым материалом Каллимы.

Из проигрывателя раздается надрывный крик Егора Летова: тоже красно-черный диапазон. За окном сквозь тучи безрезультатно пытается пробиться солнце. Включаю диктофон.

Огонь и пепел

– Ты – человек, опаленный огнем войны. Это навсегда?
– Я сражаюсь с этим огнем внутри себя.

– Но ведь на всех этих картинах земля, выжженная войной.
– Я хотел провести такую параллель. Но при этом уйти от клейма: Каллима – война. Сейчас я больше сражаюсь с самим собой.

– Какова история этого цикла?
– Ехал я как-то в поезде Симферополь–Москва и вошел в это состояние: депрессивных пейзажей, мелькающих за окном. Поймал себя на том, что оно близко «Гражданской обороне». Стал слушать Летова. Он действительно как-то совпал. Я даже решил взять эпиграф из него: «Мир размышления, мир понимания, мир разложения и о…уевания, все то, что нас не убивает – делает сильнее» Это из его предпоследнего альбома «Реанимация».

– И настроение в этих работах такое же – реанимационное?
– Да, когда уже кажется, что полный копец. И в тоже время хочется изобразить нечто такое, чтобы отделаться от этого состояния, оставить его в прошлом. Красный, черный, белый – фашизоидная раскраска. Я пытаюсь в этом красном дать меньше коричневого, а больше радостных оттенков.

– Самая сильная работа – эта, с бушующим пожаром. Вряд ли это очищение огнем?

– Скорее я хочу показать, что огонь – стихия. С ним надо осторожно обращаться. Однако если в последних вещах я где-то пытался рисовать утопии, то сейчас опротивело что-либо сочинять, что-либо идеализировать. Захотелось зафиксировать этот выжженный чеченский пейзаж, чтобы двигаться дальше.

Каллима торопился на какую-то встречу. Выходим из его «огненной» мастерской под весенний дождь. Спускаемся в метро.

– И все же у тебя совсем немного надежды, на то, что из этого пепла что-то зеленое прорастет.
– Да, хотя казалось бы: весна пришла, сын родился.

– Сын родился! Поздравляю.
– Спасибо! А в картинах все равно присутствует это состояние выжженности.

– Так на твоих полотнах когда-нибудь весна наступит?
– Я думаю, да, – улыбнулся Алексей. – Она не может не наступить.

..............